Подростковые поведенческие реакции часто пугают родителей и учителей. А между тем есть совершенно обычные, или как говорят специалисты, нормативные возрастоспецифические поведенческие реакции, которые проходят с возрастом, не оставляя существенных последствий в жизни человека. Для родителей и педагогов важно знать о существовании нормативных возрастоспецифических поведенческих реакций, чтобы своими действиями не усугубить ситуацию и не превратить нормативную реакцию подростка в патологическую.
Вот некоторые из наиболее часто встречающихся поведенческих реакций подросткового возраста.
Реакция группирования со сверстниками - подросток перестает быть "домашним" ребёнком, вовлечённым в дела семьи, и для него становится важным мнение сверстников, подросток уже мало интересуется жизнью семьи, его тянет к друзьям-приятелям. Это очень важная и необходимая поведенческая реакция в жизни подростка - это залог будущих успешных или неуспешных отношений с людьми, залог умения строить отношения, отстаивать свою точку зрения, уметь выслушивать чужую. Установки, привитые родителями и социальными институтами, подвергаются критике, а свое отношение к различным аспектам взрослой жизни еще не сформировано и не осознанно.
Если родители жестко противостоят стремлению подростка общаться со сверстниками, то это может привести к заострению этой реакции, к её усилению, и тогда реакция из нормативной, возрастоспецифической перерастет в условно патологическую, когда по каждому удобному и неудобному поводу подросток будет демонстрировать родителям и педагогам, кто для него важнее, и чьё мнение он ценит больше всего на свете. Однако нормативная реакция группирования может и сразу принимать условно-патологический характер, когда подросток в силу тех или иных обстоятельств попадает под влияние каких-либо "неблагополучных" товарищей, которые подсаживают на наркотики, предлагают алкоголь (о курении уж и не говорю), вовлекают в криминал. В этом случае тревогу надо бить сразу.
Ещё одна часто пугающая родителей и педагогов подростковая реакция - это реакция эмансипации, когда подросток с особой щепетильностью и даже враждебностью начинает отстаивать свою независимость в тех или иных вопросах. Родители жалуются, что подросток перестаёт выполнять просьбы, устраивает всё по-своему, в ответ на настойчивость со стороны родителей - грубит (так это оценивают родители), раздражается, замыкается, хлопает дверьми и т. п. Смысл этой реакции - пробовать контролировать события своей жизни самому. Это тоже очень важно, так как формирует жизненную позицию во взрослой жизни - плыть по течению, подчиняться, или самому активно влиять на свою судьбу, руководить, управлять. Кроме того, сознание того, что что-то решил или сделал сам, очень влияет на самооценку и представление о себе, придает уверенности.
Если родители и педагоги чрезмерно реагируют на проявление попыток независимости подростка, то это заостряет и усиливает эту реакцию, переводя её в условно-патологическую, проявлениями которой может быть ранний уход подростка из дома, из родительской семьи, разрыв отношений с родителями.
В принципе, можно помнить, что подростковый возраст (от 10-11 до 15-16 лет) - это важнейший период для становления самостоятельности. Во многом успешность достижения самостоятельности определяется семейными факторами, а точнее тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи. Под отделением подростка от семьи обычно понимается выстраивание между подростком и его семьей нового типа взаимоотношений, основанного уже не на опеке, а на партнерстве. Это достаточно трудный процесс как для самого подростка, так и для его семьи, поскольку семья не всегда готова отпустить подростка. А подросток не всегда может адекватно распорядиться своей самостоятельностью. Однако последствия незавершенного отделения от семьи - неумение взять на себя ответственность за свою жизнь - могут наблюдаться не только в молодости, но и в зрелом, и даже в пожилом возрасте. Поэтому так важно, чтобы родители умели предоставить подростку такие права и свободы, которыми он может распорядиться без угрозы своему психологическому и физическому здоровью.
В настоящее время много "инфантильных" молодых людей и девушек (т. е. созревших в физическом, половом, физиологическом смысле), но остающихся детьми в смысле эмоциональном и волевом. Эта часть подростков и юношей долго (а некоторые и на всю жизнь) остаются детьми - зависимыми, ведомыми, капризными, обидчивыми и ждущими от других заботы без взаимной отдачи (установка "мне должны"). Есть и другая часть подростков, которые пытаются спонтанно реализовывать свою потребность «стать взрослее». Но спонтанные (и простые) их виды всем хорошо известны - начать курить, пить алкоголь, вступать в половые связи, участвовать в агрессивных группировках - а это лишь жалкий суррогат ощущения себя "взрослым". Но есть и третья группа подростков, которым в жизни повезло больше, чем подросткам из первых двух групп. На их жизненном пути и на протяжении детства, и в момент возникшей в них потребности чувствовать себя взрослыми находились социально приемлемые испытания, которые помогли юношам и девушкам испытать, "попробовать" себя, "примерить" различные позитивные формы поведения, роли и, благодаря всему этому, обрести уверенность в своих силах и возможностях, внутренне стать взрослыми. Один из путей обрести внутреннюю уверенность в своей взрослости — пройти испытание, своеобразный тест на зрелость, пройдя который молодой человек внутренне изменяется (изменения касаются его отношения к тем или иным вопросам, его образа мыслей).
Часто родители и педагоги с негодованием, а иногда и ужасом наблюдают за увлечениями своих подрастающих детей. В разговоре звучат упрёки типа "лучше бы об учёбе думал(а), а он(а) тем-то и тем-то занимается". Речь идёт о реакциях увлечения, или хобби-реакциях. Нормативной можно считать хобби-реакцию, которая в целом не нарушает адаптацию подростка, т. е. хобби не захватывает настолько, что подросток ничем, кроме хобби, не занимается. Другое дело, что хобби подростков может в принципе не нравится взрослым - но это уже проблемы самих взрослых (если конечно хобби не сопряжено с причинением вреда себе или другим людям). Подростковые хобби подобны ветрянке - этим переболеют, и всё будет хорошо. Но если родители начнут преследовать подростка за то или иное увлечение, или при каждом удобном случае говорить, что это - полная ерунда, а думать надо о ... (будущем, учебе, карьере и т. п.), то реакция увлечения выльется в протестные формы и нигилизм всех без исключения взрослых ценностей. Так что родителям следует набраться терпения и уважительно относиться к музыке, которую слушает подросток, атрибутике и одежде, которую он носит, взглядам, которые он выражает. Смысл этой реакции может быть разный - от стремления к объединению с себе подобными до эстетического наслаждения в одиночестве, от стремления испытать себя до ощущения чувства безопасности, но в любом случае хобби - это способ получить удовольствие, расслабиться, заглянуть в себя, что тоже чрезвычайно важно для подростка.
Родителям надо помнить, что основной биологический и физиологический смысл подросткового возраста - это половое и психосексуальное созревание, определение своей психосексуальной ориентации и своих предпочтений, и только на втором месте уже стоят психосоциальные приоритеты (к примеру, учёба). Кстати, учеба для подростка в основном - это не приобретение знаний, а возможность пообщаться со сверстниками, "себя показать и других посмотреть", определить свое место в группе.
Важная особенность подросткового возраста – возникновение у части подростков несоответствия между биологическим и календарным возрастом. Это обусловлено различием в темпах полового созревания (гормональной перестройки, запрограммированной генетически) у разных подростков. Например, в одном и том же классе при календарном возрасте 14 лет часть учеников будет иметь реальный биологический возраст (физиологическую зрелость), соответствующий 10 годам, часть – 14 годам, а часть – 16–18 годам. В связи с этим учителю и родителям следует соотносить свои требования к подростку с его биологическим возрастом. При несоответствии биологического возраста календарному подростки испытывают физические, психологические и социальные проблемы.
Ещё один важный момент - это понимание родителями и педагогами того, что функционирование центральной нервной системы подростка в большей степени определяется уровнем половой зрелости (гормональным фоном - "гормоны играют"), чем календарным возрастом (вспомните об основном биологическом и физиологическом смысле подросткового возраста - об этом уже было сказано выше). Эндокринные изменения, связанные с половым созреванием, оказывают значительное влияние на организацию деятельности мозга, и, как следствие, на поведение и эмоциональные реакции подростков. Интеллектуальные способности учащихся при этом могут временно снижаться, не надо делать из этого трагедию! Вообще для подросткового возраста характерно рискованное поведение, обусловленное «пробами взрослой жизни» — курением, употреблением алкоголя и т.д.
Рекомендую прочитать: Практическое руководство для отчаявшихся родителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.