По степени напряжения в первые недели учебы состояние ребенка можно сравнить с пребыванием космонавта в невесомости.
Отгуляв три долгих месяца, наши дети вдруг неожиданно для себя обнаружили, что их летней свободе пришел конец.
Сентябрь, как утверждают психологи, вообще самый кризисный для детей и подростков период, это пора так называемых школьных депрессий.
Со многими школярами начинает твориться что-то неладное: они часто жалуются на недомогание, раздражаются на ровном месте или куксятся без причины.
Родители паникуют: они так старались, чтобы их чадо отдохнуло за лето, набралось сил, а в результате ребенок к середине сентября выглядит так, будто уже отучился целую четверть.
А что вы хотите - ваш ребенок переживает острейший затяжной стресс!
Медики и психологи политкорректно называют это время периодом адаптации к нагрузкам. Ещё вчера ваш ребёнок отдыхал, спал сколько хотел и гулял когда хотел, а с сентября ему необходимо учиться, подчиняться жестким требованиям педагога и выполнять домашние задания. При этом его время должно быть расписано по минутам, а сделать это безумно сложно.
Если даже взрослому человеку требуется неделя, чтобы включиться в работу после отпуска, что говорить про ребенка...
Адаптация к школе - процесс естественный, но у каждого ребенка он проходит по-своему. Одни уже через неделю активно включаются в школьную жизнь, другие уходят в себя, а третьи и вовсе впадают в депрессию, срываясь на двойки и прогулы. Во многом это зависит от типа нервной системы, а также от возраста ребенка.
Так, у первоклашек период адаптации длится от 1,5 до 3 месяцев, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов привыкают к школе 2-3 недели.
Большая ошибка педагогов и родителей заключается в том, что они забывают об этом периоде. В результате могут возникать различные трудности. У детей старше 10-12 лет они носят психологический характер, а вот младшие школьники могут испытывать и проблемы со здоровьем.
То, как пройдет адаптация ученика к школе, на 90 процентов зависит от учителей и родителей. Этот период, как лакмусовая бумажка, высвечивает прежде всего проблемы взрослых.
Как же помочь детям настроиться на работу и безболезненно адаптироваться к школе?
Советы родителям:
1. Следите за каникулярным режимом ребёнка
За месяц или хотя бы за несколько дней до возвращения в классы надо отучать ребёнка от ночных бдений у телевизора, укладывать спать раньше и повторять пройденное за прошлый год. По мнению специалистов, это позволит резко снизить последствия стресса после отдыха. Родители, не следящие за каникулярным режимом школьников, должны быть готовы к их серьезным расстройствам.
2. Ребёнок должен высыпаться
В начале сентября обратите особое внимание на тщательное соблюдение режима. Особенно важен здоровый полноценный и достаточно продолжительный сон. Специалисты Американской академии медицины сна заявили, что здоровый сон – необходимое условие не только нормального развития организма ребенка, но и залог хорошей учебы. Доказано, что ученики, которые высыпаются вволю, гораздо лучше учатся и не конфликтуют с окружающими. Ни в коем случае нельзя за счет сна экономить время. Ни засиживаться до полуночи за выполнением домашних заданий, ни тем более, загружать нервную систему ребенка на сон грядущий телевизором или компьютерными играми. Помогите с соблюдением режима дня ненавязчиво.
3. Создавайте ситуацию успеха
В первые недели после каникул не требуйте от него слишком строго хороших оценок. Встречая сына или дочь после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки они получили, а что интересного узнали, что им понравилось больше всего. Важно, чтобы дети воспринимали учебу не как способ получения положительных оценок, а как бесконечный процесс познания. И если ребенок после долгих летних каникул благополучно адаптируется к учебе, если через неделю и через месяц он идет в школу с тем же удовольствием, значит, и мы, взрослые, можем поставить себе пять баллов. Создавайте для ребёнка ситуацию успеха. Стресс будет затяжным, если он вызван бесплодными усилиями и постоянными неудачами.
4. Окружите ребёнка заботой и пониманием
Постарайтесь вместе с сыном или дочерью обсудить их состояние, выяснить причины и найти подходящее решение для уменьшения тревоги и беспокойства. Менее болезненно переносятся стрессовые ситуации, если ребенок окружен пониманием, находится в нормальной семейной обстановке.
Советы учителю:
1. Дайте детям вновь ощутить себя сплочённым коллективом
Даже в самых дружных коллективах в первые дни после возвращения с каникул учащиеся заново выстраивают межличностные отношения, пройдя от ощущения некой скованности в общении, к свободе взаимодействия и появлению чувства принадлежности к классу. Для того, чтобы дети быстрее вновь ощутили себя сплоченным коллективом, а не остались «чужими» друг для друга, необходимо как можно больше внимания в первые дни уделить совместным сплачивающим мероприятиям. Походы, арбузники, совместный выпуск газеты по летней тематике, театральные постановки, создание символа класса, смешного фотоальбома первых дней в школе, заполнение шутливого паспорта класса и ведение летописи –эти и многие другие мероприятия помогут быстро сплотить детей.
2. Дайте ученикам возможность поделиться летними впечатлениями
В первые дни прихода в школу детям охота в первую очередь поделиться летними впечатлениями – они выходят на первый план, заслоняя учебу. Поэтому важно дать возможность учащимся поговорить про летние впечатления, для того, чтобы отреагировать их, тем самым, выводя вперед учебные моменты. При этом, разговор о лете не должен сводиться к сочинению «Как я провел лето» - дети не очень –то готовы в первых числах сентября писать сочинения.. Пускай школьники принесут летние фотографии и оформят ими стену класса, сделав нужные подписи; пусть ученики по командам издадут газету с летними впечатлениями или приготовят небольшие командные выступления о летних впечатлениях.
3. Поддержите интерес учеников к занятиям
Почти все учащиеся приходят в школу после каникул достаточно замотивированные – им хочется идти в школу. Однако это чувство может быстро угаснуть, если начало учебного процесса не «зажигает» ребенка - организовано неинтересно или ребенок чувствует себя не вполне комфортно. «Как встретишь новый год, так его и проведешь» - гласит мудрость. Это актуально и для школьной мотивации – хорошее начало учебы дает мощный толчок на долгое время. Поэтому важно всячески поддерживать ту мотивацию, с которой ученик пришел в школу, организуя учебный процесс, в том числе, повторение в интересной форме для учащихся, создавая безопасную среду в классе.
4. Совмещай на уроке серьёзные и занимательные моменты
Дети физиологически и психологически не могут сразу же после каникул быстро войти в прежний темп деятельности и обрести былую работоспособность – учащимся трудно долго поддерживать внимание, работать в одном темпе. Для минимизации этих явлений, целесообразно проводить больше физкультминуток, на уроках организовывать более частые смены разных видов деятельности, совмещать серьезные и занимательные моменты, а также свести до минимума домашние задания.
5. Напомни учащимся о правилах
Школьникам свойственно забывать правила поведения, общения, которые, казалось бы, не раз проговаривались и разбирались. С одной стороны, это связано с естественной забывчивостью, а с другой стороны, вступает в силу «искусственная» забывчивость, когда ребенок пытается проверить границы – может в этом году это правило уже неактуально, может учитель про него забудет? Поэтому в начале года, важно вновь вернуться к необходимым правилам, чтобы показать учащимся, что они никуда не делись. Но важно не только рассказать, но и проконтролировать, как школьники соблюдают правила. Правило так и останется правилом, если дети хотя бы раз почувствуют, что можно его не соблюдать.
6. Обсудите с учащимися предстоящие мероприятия
Для школьников важно знать, что их ждет в классной жизни, хотя бы на четверть вперед, а также принимать участие в планировании мероприятий. Это позволяет сориентироваться, кроме того, ученики принимают большую активность в дальнейшей реализации тех дел, которые они предложили сами. Исходя из этого, в первые дни необходимо вместе с детьми обсудить те мероприятия, которые бы они хотели, чтобы были проведены в классе, затем оформить предложения, разместив их на видном месте в классе и, конечно, стремиться к их реализации.
7. Поддержите ученика в стремлении стать лучше
Очень часто учащиеся приходят первого сентября с желанием начать новую жизнь – они готовы учиться лучше или исправить поведение. Но все это сможет реализоваться, если учитель увидит тех детей, которые мечтают о лучшем, и поможет им реализовать стремление. Ведь если ребенок не видит поддержки взрослого в своем стремлении, то все инициативы постепенно угасают.
Таковы основные моменты, на которые следует обратить внимание педагогам и родителям, если они хотят, чтобы адаптационный период стал не «трудным» моментом в жизни детей, а ситуацией полноценного развития!
Источники:
Н.А. Болсуновская, педагог–психолог гимназии № 13 г. Красноярска www.conf.7ya.ru
http://www.za-partoi.ru/
http://www.itogi.ru/
http://www.golkom.ru/
Отгуляв три долгих месяца, наши дети вдруг неожиданно для себя обнаружили, что их летней свободе пришел конец.
Сентябрь, как утверждают психологи, вообще самый кризисный для детей и подростков период, это пора так называемых школьных депрессий.
Со многими школярами начинает твориться что-то неладное: они часто жалуются на недомогание, раздражаются на ровном месте или куксятся без причины.
Родители паникуют: они так старались, чтобы их чадо отдохнуло за лето, набралось сил, а в результате ребенок к середине сентября выглядит так, будто уже отучился целую четверть.
А что вы хотите - ваш ребенок переживает острейший затяжной стресс!
Медики и психологи политкорректно называют это время периодом адаптации к нагрузкам. Ещё вчера ваш ребёнок отдыхал, спал сколько хотел и гулял когда хотел, а с сентября ему необходимо учиться, подчиняться жестким требованиям педагога и выполнять домашние задания. При этом его время должно быть расписано по минутам, а сделать это безумно сложно.
Если даже взрослому человеку требуется неделя, чтобы включиться в работу после отпуска, что говорить про ребенка...
Адаптация к школе - процесс естественный, но у каждого ребенка он проходит по-своему. Одни уже через неделю активно включаются в школьную жизнь, другие уходят в себя, а третьи и вовсе впадают в депрессию, срываясь на двойки и прогулы. Во многом это зависит от типа нервной системы, а также от возраста ребенка.
Так, у первоклашек период адаптации длится от 1,5 до 3 месяцев, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов привыкают к школе 2-3 недели.
Большая ошибка педагогов и родителей заключается в том, что они забывают об этом периоде. В результате могут возникать различные трудности. У детей старше 10-12 лет они носят психологический характер, а вот младшие школьники могут испытывать и проблемы со здоровьем.
То, как пройдет адаптация ученика к школе, на 90 процентов зависит от учителей и родителей. Этот период, как лакмусовая бумажка, высвечивает прежде всего проблемы взрослых.
Как же помочь детям настроиться на работу и безболезненно адаптироваться к школе?
Советы родителям:
1. Следите за каникулярным режимом ребёнка
За месяц или хотя бы за несколько дней до возвращения в классы надо отучать ребёнка от ночных бдений у телевизора, укладывать спать раньше и повторять пройденное за прошлый год. По мнению специалистов, это позволит резко снизить последствия стресса после отдыха. Родители, не следящие за каникулярным режимом школьников, должны быть готовы к их серьезным расстройствам.
2. Ребёнок должен высыпаться
В начале сентября обратите особое внимание на тщательное соблюдение режима. Особенно важен здоровый полноценный и достаточно продолжительный сон. Специалисты Американской академии медицины сна заявили, что здоровый сон – необходимое условие не только нормального развития организма ребенка, но и залог хорошей учебы. Доказано, что ученики, которые высыпаются вволю, гораздо лучше учатся и не конфликтуют с окружающими. Ни в коем случае нельзя за счет сна экономить время. Ни засиживаться до полуночи за выполнением домашних заданий, ни тем более, загружать нервную систему ребенка на сон грядущий телевизором или компьютерными играми. Помогите с соблюдением режима дня ненавязчиво.
3. Создавайте ситуацию успеха
В первые недели после каникул не требуйте от него слишком строго хороших оценок. Встречая сына или дочь после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки они получили, а что интересного узнали, что им понравилось больше всего. Важно, чтобы дети воспринимали учебу не как способ получения положительных оценок, а как бесконечный процесс познания. И если ребенок после долгих летних каникул благополучно адаптируется к учебе, если через неделю и через месяц он идет в школу с тем же удовольствием, значит, и мы, взрослые, можем поставить себе пять баллов. Создавайте для ребёнка ситуацию успеха. Стресс будет затяжным, если он вызван бесплодными усилиями и постоянными неудачами.
4. Окружите ребёнка заботой и пониманием
Постарайтесь вместе с сыном или дочерью обсудить их состояние, выяснить причины и найти подходящее решение для уменьшения тревоги и беспокойства. Менее болезненно переносятся стрессовые ситуации, если ребенок окружен пониманием, находится в нормальной семейной обстановке.
Советы учителю:
1. Дайте детям вновь ощутить себя сплочённым коллективом
Даже в самых дружных коллективах в первые дни после возвращения с каникул учащиеся заново выстраивают межличностные отношения, пройдя от ощущения некой скованности в общении, к свободе взаимодействия и появлению чувства принадлежности к классу. Для того, чтобы дети быстрее вновь ощутили себя сплоченным коллективом, а не остались «чужими» друг для друга, необходимо как можно больше внимания в первые дни уделить совместным сплачивающим мероприятиям. Походы, арбузники, совместный выпуск газеты по летней тематике, театральные постановки, создание символа класса, смешного фотоальбома первых дней в школе, заполнение шутливого паспорта класса и ведение летописи –эти и многие другие мероприятия помогут быстро сплотить детей.
2. Дайте ученикам возможность поделиться летними впечатлениями
В первые дни прихода в школу детям охота в первую очередь поделиться летними впечатлениями – они выходят на первый план, заслоняя учебу. Поэтому важно дать возможность учащимся поговорить про летние впечатления, для того, чтобы отреагировать их, тем самым, выводя вперед учебные моменты. При этом, разговор о лете не должен сводиться к сочинению «Как я провел лето» - дети не очень –то готовы в первых числах сентября писать сочинения.. Пускай школьники принесут летние фотографии и оформят ими стену класса, сделав нужные подписи; пусть ученики по командам издадут газету с летними впечатлениями или приготовят небольшие командные выступления о летних впечатлениях.
3. Поддержите интерес учеников к занятиям
Почти все учащиеся приходят в школу после каникул достаточно замотивированные – им хочется идти в школу. Однако это чувство может быстро угаснуть, если начало учебного процесса не «зажигает» ребенка - организовано неинтересно или ребенок чувствует себя не вполне комфортно. «Как встретишь новый год, так его и проведешь» - гласит мудрость. Это актуально и для школьной мотивации – хорошее начало учебы дает мощный толчок на долгое время. Поэтому важно всячески поддерживать ту мотивацию, с которой ученик пришел в школу, организуя учебный процесс, в том числе, повторение в интересной форме для учащихся, создавая безопасную среду в классе.
4. Совмещай на уроке серьёзные и занимательные моменты
Дети физиологически и психологически не могут сразу же после каникул быстро войти в прежний темп деятельности и обрести былую работоспособность – учащимся трудно долго поддерживать внимание, работать в одном темпе. Для минимизации этих явлений, целесообразно проводить больше физкультминуток, на уроках организовывать более частые смены разных видов деятельности, совмещать серьезные и занимательные моменты, а также свести до минимума домашние задания.
5. Напомни учащимся о правилах
Школьникам свойственно забывать правила поведения, общения, которые, казалось бы, не раз проговаривались и разбирались. С одной стороны, это связано с естественной забывчивостью, а с другой стороны, вступает в силу «искусственная» забывчивость, когда ребенок пытается проверить границы – может в этом году это правило уже неактуально, может учитель про него забудет? Поэтому в начале года, важно вновь вернуться к необходимым правилам, чтобы показать учащимся, что они никуда не делись. Но важно не только рассказать, но и проконтролировать, как школьники соблюдают правила. Правило так и останется правилом, если дети хотя бы раз почувствуют, что можно его не соблюдать.
6. Обсудите с учащимися предстоящие мероприятия
Для школьников важно знать, что их ждет в классной жизни, хотя бы на четверть вперед, а также принимать участие в планировании мероприятий. Это позволяет сориентироваться, кроме того, ученики принимают большую активность в дальнейшей реализации тех дел, которые они предложили сами. Исходя из этого, в первые дни необходимо вместе с детьми обсудить те мероприятия, которые бы они хотели, чтобы были проведены в классе, затем оформить предложения, разместив их на видном месте в классе и, конечно, стремиться к их реализации.
7. Поддержите ученика в стремлении стать лучше
Очень часто учащиеся приходят первого сентября с желанием начать новую жизнь – они готовы учиться лучше или исправить поведение. Но все это сможет реализоваться, если учитель увидит тех детей, которые мечтают о лучшем, и поможет им реализовать стремление. Ведь если ребенок не видит поддержки взрослого в своем стремлении, то все инициативы постепенно угасают.
Таковы основные моменты, на которые следует обратить внимание педагогам и родителям, если они хотят, чтобы адаптационный период стал не «трудным» моментом в жизни детей, а ситуацией полноценного развития!
Источники:
Н.А. Болсуновская, педагог–психолог гимназии № 13 г. Красноярска www.conf.7ya.ru
http://www.za-partoi.ru/
http://www.itogi.ru/
http://www.golkom.ru/
Спасибо огромное,эта информация мне очень помогла.
ОтветитьУдалить