

Лицей, детище М. М. Сперанского — известного
государственного деятеля, Александр I берет под свое покровительство. Это
должно было быть закрытое учебное заведение, доселе не имевшее аналогов,
для «подготовки юношества, особенно предназначенного к важным частям
службы государственной». Местоположение — Великокняжеский флигель
Екатерининского дворца, в непосредственной близости к государю —
красноречиво говорит об исключительном значении, которое придавалось этому
заведению.
«Честь и благородство во всех отношениях
и делах, любовь ко всему прекрасному, к искусству, особенно
к поэзии, уважение к науке и труду, к нравственному
достоинству, наконец, товарищество в самом лучшем смысле слова, таковы
были отличительные черты духовной жизни Лицея, в стенах которого
мы провели молодость», — вспоминал один из воспитанников,
впоследствии профессор Лицея, академик Я. К. Грот.
«Правила внутреннего распорядка» гласили: «Все воспитанники
равны, как дети одного отца и семейства, а потому, никто
не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы
то ни было. Если кто замечен будет в сем пороке, тот занимает
самое нижнее место по поведению, пока не исправится. Воспитанники
должны жить между собою мирно и дружелюбно. Никто не должен обижать
другого каким бы то ни было образом, словом или делом».
Такие принципы не могли не принести плодов,
и Лицей воспитал в своих стенах целую плеяду выдающихся деятелей
науки, культуры, искусства, политики. За 32 года его существования
286 человек встало на благородный путь служения Отечеству на воинской
или гражданской службе.
Самым известным воспитанником Лицея стал
А. С. Пушкин. Только в годы учебы он написал здесь около
130 стихотворений. А после лицейского экзамена 1815 года, когда
стихи юного поэта услышал Г. Р. Державин, Пушкиным заинтересовались
крупнейшие поэты того времени. Приезжали в Лицей специально для того,
чтобы познакомиться с молодым гением, В. А. Жуковский
и К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский
и Н. М. Карамзин.

В классе воспитанников рассаживали
по успеваемости: чем она ниже, тем дальше сажали нерадивого ученика.
Известно, что Пушкин не был успешен в точных науках,
но на уроках французского языка и российской словесности неизменно
занимал первые места. Учебные кабинеты были оснащены всем необходимым для
процесса обучения. Приборы для физического кабинета заказывались у лучших
петербургских мастеров. Среди пособий были даже искусственные глаз и ухо.
Кроме дисциплин, считавшихся основными (нравственные, словесные, исторические,
физические и математические), большое значение придавали в Лицее
изящным искусствам и гимнастическим упражнениям. В обязательном
порядке выпускник должен был владеть верховой ездой, шпагой, быть искусным
в танце, игре на музыкальном инструменте, а также должен уметь
рисовать.
Значительная часть времени в Лицее уделялась чтению.
К книгам не просто прививалась любовь — воспитывалась страсть.
В библиотеке имелись издания почти всех русских авторов, богатейшее
собрание европейской литературы, множество учебников по истории, географии,
риторике, математике, иностранным языкам. Выписывались журналы
на французском и немецком языках. На многих книгах были
оставлены автографы лицеистов. Сохранился и томик сочинений Вергилия,
подписанный рукой лицеиста Пушкина. На приобретение книг не жалели
средств.
В 1822 году Лицей передается из ведения
министерства народного просвещения в военное ведомство.
Дальнейших изменений поэт уже не застанет…
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.