вторник, 18 октября 2011 г.

200 лет Царскосельскому Лицею


19 октября 1811 года тихая размеренная жизнь Царского Села была нарушена, каким-то особенным оживлением были наполнены его улицы. К арке четырехэтажного флигеля Екатерининского дворца стягивались экипажи, из которых высаживались важные персоны Петербурга, тут же у дворца встречались юноши, одетые в нарядные синие мундиры с позолоченными пуговицами. В этот день открылась новая страница в истории Царского Села и всей страны. Принципиально новое учебное заведение — Императорский Лицей — принимало под свои своды 30 мальчиков, на которых император возлагал особые надежды. «Вы будете иметь влияние на благо целого общества, любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями», — такими словами их, двенадцатилетних, встречали в этот день в строгой торжественной обстановке в Большом зале.



Выдержавшие серьезные вступительные испытания, они с замиранием сердца принимали напутствия и готовились к новой жизни и обстановке, в которой им предстояло безвыездно провести следующие 6 лет.
Лицей, детище М. М. Сперанского — известного государственного деятеля, Александр I берет под свое покровительство. Это должно было быть закрытое учебное заведение, доселе не имевшее аналогов, для «подготовки юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Местоположение — Великокняжеский флигель Екатерининского дворца, в непосредственной близости к государю — красноречиво говорит об исключительном значении, которое придавалось этому заведению.

«Честь и благородство во всех отношениях и делах, любовь ко всему прекрасному, к искусству, особенно к поэзии, уважение к науке и труду, к нравственному достоинству, наконец, товарищество в самом лучшем смысле слова, таковы были отличительные черты духовной жизни Лицея, в стенах которого мы провели молодость», — вспоминал один из воспитанников, впоследствии профессор Лицея, академик Я. К. Грот.
«Правила внутреннего распорядка» гласили: «Все воспитанники равны, как дети одного отца и семейства, а потому, никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было. Если кто замечен будет в сем пороке, тот занимает самое нижнее место по поведению, пока не исправится. Воспитанники должны жить между собою мирно и дружелюбно. Никто не должен обижать другого каким бы то ни было образом, словом или делом».
Такие принципы не могли не принести плодов, и Лицей воспитал в своих стенах целую плеяду выдающихся деятелей науки, культуры, искусства, политики. За 32 года его существования 286 человек встало на благородный путь служения Отечеству на воинской или гражданской службе.
Самым известным воспитанником Лицея стал А. С. Пушкин. Только в годы учебы он написал здесь около 130 стихотворений. А после лицейского экзамена 1815 года, когда стихи юного поэта услышал Г. Р. Державин, Пушкиным заинтересовались крупнейшие поэты того времени. Приезжали в Лицей специально для того, чтобы познакомиться с молодым гением, В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский и Н. М. Карамзин.

Свободного времени было немного, распорядок дня лицеистов был четко расписан по часам: с шести утра и до десяти вечера. Занятия длились целый день, учебные часы обязательно перемежались прогулками, домашних заданий не было, в свои комнаты позволено было подниматься только после вечерней молитвы. Праздное времяпрепровождение было исключено, зато за 6 лет обучения постигалась и школьная программа, и полный университетский курс. Такой подход в образовательных кругах часто не находил понимания, считалось, что 6 лет — слишком малый срок для глубинных познаний. Однако другого мнения придерживался первый директор Лицея — В. Ф. Малиновский. Будучи человеком прогрессивных взглядов, широко образованным, он считал, что строгость и дисциплина принесут ожидаемые плоды. С воспитанниками он проводил много времени, лично устраивал для них чтения, прогулки, принимал у себя в доме. 
Такая же атмосфера тепла, доброжелательности и дружбы царила и в отношениях с наставниками.
В классе воспитанников рассаживали по успеваемости: чем она ниже, тем дальше сажали нерадивого ученика. Известно, что Пушкин не был успешен в точных науках, но на уроках французского языка и российской словесности неизменно занимал первые места. Учебные кабинеты были оснащены всем необходимым для процесса обучения. Приборы для физического кабинета заказывались у лучших петербургских мастеров. Среди пособий были даже искусственные глаз и ухо. Кроме дисциплин, считавшихся основными (нравственные, словесные, исторические, физические и математические), большое значение придавали в Лицее изящным искусствам и гимнастическим упражнениям. В обязательном порядке выпускник должен был владеть верховой ездой, шпагой, быть искусным в танце, игре на музыкальном инструменте, а также должен уметь рисовать. 

Значительная часть времени в Лицее уделялась чтению. К книгам не просто прививалась любовь — воспитывалась страсть. В библиотеке имелись издания почти всех русских авторов, богатейшее собрание европейской литературы, множество учебников по истории, географии, риторике, математике, иностранным языкам. Выписывались журналы на французском и немецком языках. На многих книгах были оставлены автографы лицеистов. Сохранился и томик сочинений Вергилия, подписанный рукой лицеиста Пушкина. На приобретение книг не жалели средств. 
В 1822 году Лицей передается из ведения министерства народного просвещения в военное ведомство. 
Дальнейших изменений поэт уже не застанет…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...